Запорная арматуры. Надписи. Задвижки. Краны. Байпасы. Размещение арматуры тепловых сетей
Запорная арматура предназначена для перекрытия или открытия потока рабочей среды в трубопроводе. В качестве запорной арматуры на трубопроводах пара и горячей воды используют краны, задвижки, вентили и поворотные заслонки.
Запорная арматура должна обеспечивать в закрытом состоянии отсутствие протока через нее среды (то есть плотность закрытия), а также минимальное гидравлическое сопротивление для транспортируемой среды в открытом состоянии. Применять запорную арматуру в качестве регулирующей не допускается. Неполное открытие или закрытие запорной арматуры ведет к дросселированию транспортируемой среды и ускоренному эрозионному износу рабочих поверхностей затвора. При работе трубопровода запорная арматура должна быть либо полностью открыта, либо полностью закрыта.
Надписи на запорной арматуре
На вентили, задвижки и приводы к ним должны быть нанесены надписи следующего содержания:
а) номер или условное обозначение запорного или регулирующего органа, соответствующие эксплуатационным схемам и инструкциям;
б) указатель направления вращения в сторону закрытия («3») и открытия («О»),
Надписи на вентилях, задвижках и приводах делают в следующих местах:
а) при расположении штурвала вблизи корпуса вентиля (задвижки) — на корпусе или изоляции вентиля (задвижки), или на прикрепленной табличке;
б) при дистанционном управлении с помощью штурвала — на колонке или кронштейне штурвала;
в) при дистанционном управлении с помощью цепи — на табличке, неподвижно соединенной с кронштейном цепного колеса и закрепленной в положении, обеспечивающем наилучшую видимость с площадки управления;
г) при дистанционном управлении вентилем или задвижкой, расположенными под полом площадки обслуживания, с помощью съемного штурвала (конец вала утоплен в полу и закрыт крышкой) — на крышке с внутренней и внешней сторон;
д) при дистанционном управлении с помощью электропривода — у пускового включателя;
е) при дистанционном управлении надписи должны быть нанесены и на маховики управляемой арматуры.
Задвижки
По устройству для подъема затвора задвижки бывают с выдвижным и невыдвижным штоком. У задвижек с выдвижным штоком шток движется вверх-вниз, вместе со штоком перемещается затвор. У задвижек с невыдвижным штоком затвор перемещается вверх-вниз по резьбе, нарезанной в нижней части штока. При выходе штока из корпуса задвижки устраивается сальниковое уплотнение из пеньковой набивки, которая укладывается кольцами вокруг штока и сжимается грундбуксой. В настоящее время все большее применение находят сальники, выполненные из фторопластовых колец.
Задвижка
а — с невыдвижным штоком, б — с выдвижным штоком
На ( рис. а) изображена задвижка с невыдвижным штоком с клиновым затвором. Задвижка состоит из корпуса и крышки корпуса, между которыми зажата паронитовая прокладка. Затвор состоит из двух дисков и вкладыша. Для перемещения затвора служат шток, нарезная втулка и маховик. В нижней части штока нарезана резьба, на которую навернута нарезная втулка. На втулке свободно закреплены диски клинового затвора. При вращении маховика резьбовая втулка двигается по резьбе штока вверх или вниз, поднимая и опуская затвор.
У задвижек с выдвижным штоком (рис. б) резьба нарезана в верхней части штока. В центре маховика закреплена резьбовая втулка из медного сплава. При вращении маховика шток поднимается вверх или опускается вниз по резьбе, нарезанной в резьбовой втулке. По тому, насколько шток выступает над маховиком, можно определить степень открытия задвижки. Задвижка имеет параллельный двухдисковый затвор. Диски затвора движутся по направляющим в корпусе. При опускании затвора вниз до упора распорный клин упирается в низ корпуса и, раздвигая диски, прижимает их к уплотнительным поверхностям корпуса.
Краны
Кран состоит из двух основных деталей: неподвижной — корпуса и вращающейся — пробки. Шаровой кран 11б27бк имеет пробку в форме шара, герметичность которой обеспечивается двумя уплотнительными кольцами из фторопласта со сферической поверхностью.
Шаровой кран
Латунный корпус крана 11б27бк состоит из двух частей, которые собира¬ются на резьбе. Алюминиевая ручка крана фиксируется в двух положени¬ях — открытом и закрытом. Присоединение крана к трубопроводу — муф¬товое. Кран является полнопроходным, диаметр отверстия в пробке равен внутреннему диаметру трубопровода, поэтому шаровой кран создает наи¬меньшее сопротивление потоку. Фторопластовые кольца обеспечивают вы¬сокую герметичность крана. Затвор крана — пробка — вращается в корпусе вокруг своей оси. Для полного открытия или закрытия пробку поворачи¬вают на 90°. Шаровые краны 11б27бк применяют на трубопроводах пара и горячей воды при давлении до 1,6 МПа и температуре до 150 °С.
При более высоких давлениях и температурах применяют шаровые краны с более стойкими уплотнительными материалами. Шаровой кран M10S2 состоит из корпуса 1 и крышки 2 из оцинкованной стали, соединенных между собой шпильками и гайками. Шар 3 из нержавеющей стали уплотнен кольцами 5 из армированного сталью (графитом) политетрафторэтилена PTFE. Другое название этого полимера — тефлон, в Рос-сии — фторопласт — 4. Ручка 7 управляет штоком 4 из нержавеющей стали, который поворачивает шар 3 в положение «закрыто — открыто». Уплотнение штока осуществляется кольцами 6 из армированного политетрафторэтилена PTFE. Присоединение шаровых кранов серии Ml OS к трубопроводу может быть муфтовым, фланцевым или под приварку.
Шаровой кран M10S2
Вентили
Вентиль перекрывает проход среды перемещением затвора (клапана) в направлении, параллельном оси потока. К достоинствам вентилей относится высокая герметичность закрытия, благодаря чему они широко применяются на теплопроводах. Фланцевый вентиль 15ч14п изготавливается из чугуна. Чугунная арматура при монтаже на трубопровод должна быть защищена от напряжений изгиба.
Плоское основание клапана имеет уплотнительное кольцо из пластмассы (фторопласта). Перемещение клапана происходит при ввинчивании штока в ходовую гайку, жестко закрепленную в стойке. Шток при вращении маховика против часовой стрелке поднимается, открывая клапан. На маховике указано направление его вращения для открытия или закрытия вентиля. Вентиль устанавливается так, чтобы поток среды был направлен под клапан и в закрытом положении давил на клапан со стороны седла. На корпусе вентилей имеется стрелка, указывающая направление потока среды. Если вентиль установить неправильно, при открывании клапан может оторвать. Кроме того, такой вентиль оказывает большее гидравлическое сопротивление. Шток при выходе из корпуса имеет сальниковое уплотнение, похожее по конструкции на уплотнение штока задвижек. Многие вентили имеют верхнее уплотнение, которое позволяет производить замену сальника при полностью поднятом вверх штоке. Фланцевый вентиль 15ч14п может применяться при давлении не более 1,6 МПа и температуре не более 225 °С.
Фланцевый вентиль 15ч14п
Муфтовый вентиль HV3
У бронзового вентиля HV3 крышка 4 вворачивается в корпус 1, в который ввернуто седло 2 из нержавеющей стали. Клапан 3 из нержавеющей стали закреплен на штоке 6, который может быть выполнен из бронзы или нержавеющей стали. Шток при выходе из крышки уплотняется сальником 5 из тефлона. Для сжатия сальникового уплотнения служит гайка 8, которая давит на бронзовую буксу 7. Вращение штока осуществляет алюминиевый маховик 9.
Байпасы у запорной арматуры
Для регулирования скорости прогрева ответственных трубопроводов, а также для снижения перепада давления на рабочих органах арматуры параллельно ей должны устанавливаться байпасы для пропуска части потока среды в обход арматуры. Байпасы у задвижек и затворов предусматривают:
- на водяных тепловых сетях диаметром 500 мм и более при давлении 1,6 МПа и более;
- на водяных тепловых сетях диаметром 300 мм и более при давлении 2,5 МПа и более;
- на паровых сетях диаметром 200 мм и более при давлении 1,6 МПа и более.
Размещение арматуры тепловых сетей
На тепловых сетях запорную арматуру устанавливают:
- на всех трубопроводах выводов тепловых сетей от источников теплоты;
- на трубопроводах водяных сетей условным диаметром 100 мм и более на расстоянии не более 1000 м (секционирующие задвижки) с устройством перемычки между подающим и обратным трубопроводами;
- в водяных и паровых тепловых сетях на трубопроводах ответвлений условным диаметром более 100 мм, а также на трубопроводах ответвлений к отдельным зданиям независимо от диаметра;
- на конденсатопроводах на вводе к сборному баку конденсата.
https://kompens.ru/clauses/truboprovody-para-i-goryachey-vody/zapornaya-armatury-nadpisi-zadvizhki-krany-baypsy-/