Что такое сальники задвижек
Суть сальникового устройства в том, что на внешней стороне крышки или корпуса в том месте, где через них проходит шток или шпиндель, создается сальниковая камера, (иногда ее называют сальниковая коробка). В камеру между её внутренней цилиндрической поверхностью и штоком (шпинделем) укладывается уплотнительный материал – сальниковая набивка (кстати, «сальниковая набивка», «сальник», «сальниковый узел» сохраняют свои названия с тех времен, когда для уплотнения использовалась пропитанная жиром пенька). При помощи специальных устройств набивка поджимается вдоль оси штока (шпинделя). При сжатии набивки в ней возникают усилия, под действием которых она прижимается с одной стороны к стенке сальниковой камеры, а с другой – к цилиндрической поверхности шпинделя (штока).
Усилие поджатия, выполняет свою главную задачу – уплотняет набивку и не позволяет рабочей среде проникать в окружающую среду. В то же время, сила трения, возникающая между набивкой и штоком (шпинделем), препятствует последнему совершать перемещения, необходимые для управления затвором арматуры.
Известно, что чрезмерные усилия затяжки сальника делают невозможным нормальное управление арматурой как вручную, так и от приводных устройств. Поэтому для сальникового узла большое значение имеют оптимальные конструкторские и технологические решения, которые обеспечивают его нормальную работу. Среди них следует назвать: материал набивки, размеры сальниковой камеры, конструкция деталей сальникового узла, материал штока (шпинделя), чистота обработки его поверхности, которая контактирует с набивкой и ряд других. В некоторых случаях (как правило, в регулирующих клапанах) для снижения трения применяются сальники со смазкой, которая подается извне через специальную масленку.
Сальниковая набивка представляет собой, как правило, шнур или кольца из асбеста с графитовой пропиткой. Для этой же цели используются также безасбестовые уплотнительные материалы из фторопласта (ФУМ) или на основе графита (ГРАФЛЕН, ГРАФАРМ, ГРАФЛЕКС). Вместо набивки иногда применяются манжеты из резины. Впрочем, наряду с указанными материалами для уплотнения в сальниковых узлах используются и многие другие материалы, что определяется конкретными условиями эксплуатации.
Поджатие набивки производится накидной гайкой (в арматуре малых диаметров) либо специальной деталью – сальником при помощи двух, как правило, откидных или анкерных болтов с гайками.
При выпуске арматуры в ходе заводских испытаний сальник проверяется на герметичность водой давлением PN. При этом пропуск воды через сальник не допускается.
Следует заметить, что графитосодержащие сальниковые набивки создают гальваническую пару шпиндель – набивка. Под воздействием электролита – воды поверхность шпинделя подвергается коррозии, разрушению, что приводит к появлению протечки через сальниковый узел. Этот процесс начинается ещё до эксплуатации изделий во время их транспортировки и хранения. Поэтому нередко арматура поставляется без набивки в сальниковом узле или с временной – транспортной набивкой. «Штатная» набивка, которая должна укладываться в сальниковую камеру и уплотняться перед вводом арматуры в эксплуатацию, поставляется вместе с изделием в собственной упаковке. При использовании сальниковой набивки, не вызывающей электрохимической коррозии сопрягаемых поверхностей, арматура поставляется со штатной набивкой в сальниковой камере.
При эксплуатации в случае возникновения пропуска рабочей среды сальник необходимо поджать или поднабить, а в крайнем случае сменить набивку.
Для того, чтобы проводить эту операцию без сброса давления в трубопроводе, запорная арматура в некоторых случаях выполняется с так называемым верхним уплотнением.
Специальный выступ (обычно конический бурт на шпинделе клапана или задвижки) при полностью открытом запорном органе упирается в седло на крышке и перекрывает доступ рабочей среды к сальнику. Этим обеспечивается улучшение условий работы сальникового узла, а также возможность проведения указанных ремонтных работ.
Читайте также: Выдавливает сальник гура камаз 5320
В особо ответственных случаях (например, для задвижек атомных электростанций) заводом-изготовителем проводятся специальные испытания верхнего уплотнения на герметичность до установки и поджатия сальниковой набивки.
Сальниковая набивка: типы, как её выбрать и заменить сальники
Сальниковая набивка – это самый популярный тип уплотнений не только центробежных насосов и арматуры, но и многого другого оборудования.
Уплотнение этого типа представляет собой шнур круглого или квадратного сечения, пропитанный каким либо материалом, например асбестом или графитом. Сальники центробежных насосов необходимы для того, чтобы исключить, а скорее уменьшить протечки жидкости из рабочей камеры оборудования.
Сальниковые уплотнения, в отличии от торцовых, не являются герметичными. Для поддержания их в рабочем состоянии необходимо обеспечить минимальную протечку для смачивания.
Содержание статьи
Типы набивок
На сегодняшний в день в свободной продаже представлено огромное количество разнообразных сальниковых набивок, которые различаются друг от друга:
по плетению – сквозные и комбинированные
по структуре – армированные и неармированные
по составу – асбестовые (и безасбестовые), графитовые и фторопластовые.
Асбестовые сальниковые набивки
Уплотнения этого типа применяются в оборудовании, которое работает с агрессивными средами, а так же при повышенных температурах и давлении. Материал выдерживает температуру до 250°С и давление до 2,5 МПа (25 атм).
Рабочая среда: нейтральная, агрессивная, нефтепродукты, газообразная и пар. Используется в центробежных насоса и арматуре.
Марки:
АП-31 — асбестовая Плетеная пропитанная антифрикционным жировым составом)
АПР-31 — Асбестовая с ПРоволокой пропитанная антифрикционным составом
АГИ — Асбестовая проклеенная с Графитом Ингибированная
АПРПП — Асбестовая с латунной ПРоволокой Прорезиненная Пропитанная антифрикционным составом и графитированная
АПРПС — Асбестовая с латунной ПРоволокой Прорезиненная Сухая и графитированная
АС — Асбестовая Cухая плетеная
АФТ — Асбестовая пропитанная эмульсией Фторопласта и Тальком
Безасбестовые сальниковые набивки
Уплотнения этого типа применяют для арматуры и насосов, работающих под давлением не выше 20 Мпа (200 Атм) и температурой до 100°С. Рабочая среда: газ, пар, минеральные масла, нефтяное топливо, промышленная вода.
Марка:
ХБП-31 – хлопчатобумажная с масляной и графитовой пропиткой
Фторопластовые
Набивки этого типа не только эластичные, но и стойкие к агрессивным средам. Ограничения использования таких набивок состоит в том, что их запрещается использовать в средах с содержанием хлора.
Область применения: фармацевтическая, нефтяная и химическая промышленности.
Графитовые сальниковые набивки характеризуются высокой упругостью и хорошей пластичностью при обжатии. Они имеют низкий коэффициент трения и высокую теплопроводность, что практически исключает коррозионный и механический износ рабочей поверхности валов насосного оборудования и штоков арматуры.
Ограничения таких уплотнения состоит в том, что их не рекомендуется использовать в средах с высокой концентрацией азотных, хлористых и хромсодержащих соединений.
Графитовые набивки способны работать при температуре до 650°С в различных рабочих средах среди которых: тяжелые и легкие горячие нефтепродукты и продукты нефтегазовой переработки, вода, углеводороды, смазочное и термальное масло, органические растворители, криогенные жидкости и другие.
Подбор необходимой сальниковой набивки
Переходя к подбору необходимой Вам сальниковой набивки необходимо определиться с назначением и областью использования оборудования.
Материал, из которого будет выполнена набивка сальников, должен обеспечить необходимую герметичность, не приводить к появлению коррозии на корпусе оборудования, а также прослужить как можно дольше.
Читайте также: Устранить течь сальников гидроусилителя
Уплотнение должно подходить к среде в которой его планируется использовать. Например если насос перекачивает агрессивные среды (щелочи и кислоты), то основа сальника должна быть кислото- и щелочестойкой. Аналогичное требование распространяется на углеводы (бензин, жиры, масла).
Неправильно подобранная набивка сальника может привести к разгерметизации, аварии, потере реагентов и так далее.
С другой стороны обратите внимание на температуру и давление, на которые рассчитан материал уплотнения. Например, процесс транспортирования нефти осуществляется при высоких температурах. Разгерметизация в этом случае может привести к ухудшению состава нефти, воспламенению, выделению паров наружу и даже взрыву.
Набивка сальников насосов должна быть устойчива к вибрации, а ещё должна обладать высоким запасом прочности к истиранию. С этой целью их дополняют различными компонентами, например, фторопластом.
Замена сальниковой набивки
Инструкция по замене сальников центробежного насоса состоит из 3 этапов.
1. Удаление отработавшей сальниковой набивки
Первый шаг состоит в извлечении отработавшей свой срок сальниковой набивки.
Затем необходимо очистить посадочное место от загрязнений и проверить вал и нажимную гайку на наличие повреждений, сколов, деформации и коррозии.
При неудовлетворительных результатах проверки изношенные детали так же необходимо заменить.
2. Подготовка новой сальниковой набивки
На этом этапе необходимо подобрать типа набивки исходя из условий эксплуатации оборудования (советы по подбору в разделе “Подбор необходимой сальниковой набивки” этой статьи).
Сечение будущей набивки (S) определяется по следующей формуле:
где Dкамеры — диаметр сальниковой камеры;
Dвала — диаметр вала.
Подобрав материал и сечение и закупив набивку её необходимо нарезать на кольца. Для определения длины кольца используют формулу
где d — диаметр вала;
S — размер набивки;
1,07 — поправочный коэффициент.
Внимание! Запрещено расплющивать сальниковую набивку для придания ей требуемого размера.
Нарезанные заготовки рекомендуется намотать на заготовку, диаметр которой равен диаметру вала оборудования. Края заготовок рекомендуется подрезать под углом 450 и скрепить.
3. Замена сальников на центробежных насосах
Кольца новой сальниковой набивки устанавливаются по очереди таким образом, чтобы разрезы были смещены на угол в 90°.
Установленные кольца прижимаются нажимной гайкой или грундбуксой. Перекосы при обжатии недопустимы.
Проверка установки сальниковой набивки
После установки сальниковой набивки необходимо включить насос в работу и проверить наличие течей. При нагреве и намокании во время работы оборудования набивка увеличивается в размере.
Если течи нет, то нажимную гайку немного ослабляют. Гайку регулируют до тех пор, пока не установится протечка не более 3-4 капель в минуту.
Внимание! Чтобы снизить износ новой набивки от трения, нажимную гайку (сальник) изначально сильно не затягивают. Если гайка будет затянута очень сильно, то это может привести к перегреву, затвердеванию набивки и потери эластичности в месте её соприкосновения с валом. Проблема в этом случае заключается в том, что затвердевшая набивка может привести к повреждению вала насоса.
Видео: замена сальников на центробежных насосах
В этом разделе мы подготовили для Вас фрагмент учебного фильма по замене сальниковой набивки насоса.
Дальнейшая эксплуатация набивок зависит от правильно подобранной марки, её структуры и состава. В качестве материалов выступают как натуральные, так и искусственные компоненты, которые в большинстве марок дополнительно пропитывают различными составами.
Выбор пропитки зависит от назначения и условий применения, таких как рабочая температура, давление и нагрузки.
Читайте также: Замена сальника первичного вала кпп ларгус jr5
Что такое сальник
Для уплотнения подвижных и неподвижных соединений используют самые разные по типу конструкции изделия, которые могут изготавливать из различных материалов. К одним из наиболее востребованных представителей таких изделий вполне можно отнести сальник. Но что такое сальник и почему он столь странно называется? Для ответа на данный вопрос нам будет необходимо совсем ненадолго углубиться в историю пары прошлых столетий.
XIX и XX век характеризуются множеством уникальных открытий, которые повлияли на развитие технологий в разных промышленных отраслях. Со временем многие деревянные, металлические и тряпичные изделия были заменены аналогичными предметами из каучука, из различных полимеров и синтетических волокон, а также из большого числа других, более эффективных, и в то же время наиболее дешевых в производстве материалов и веществ.
Это сейчас для уплотнения различных узлов техники используют резинотехнические и синтетические изделия, отличающиеся отменной износостойкостью и способные без труда выдержать перепады температур, не теряя при этом своих качеств. А раньше для уплотнения, например, валов, активно применялась специальная ткань из фетра или войлока. При этом в качестве смазки для лучшего скольжения обильно использовалось обычное свиное сало.
Таким образом, если говорить о том, что такое сальник изначально, то это хорошо промазанная салом войлочная или же фетровая ткань, используемая для уплотнения валов. В настоящее время в качестве такого уплотнителя используют специальные резинотехнические манжеты с армированием, однако так как в народе прочно закрепилось давнее название этого элемента, на вопрос « что такое сальник » сейчас можно ответить: армированная манжета.
Г де применяется сальник
Основное применение сальника происходит именно в машиностроительной отрасли, поскольку множество узлов различных машин и агрегатов для стабильной работы нуждаются в наличии специального защитного элемента, сохраняющего их от попадания частичек грязи, пыли и влаги, и препятствует соприкосновению рабочих сред, например, воды и воздуха. Но для полноты картины мы рассмотрим, где применяется сальник, кроме машиностроения:
- сельское хозяйство
- жилищно-коммунальное хозяйство
- нефтегазовая отрасль
- горнодобывающая отрасль
- деревообрабатывающая отрасль
- авиастроение и приборостроение
- фармацевтическое производство
И это далеко не все сферы, где возможно применение сальников. Его используют во многих направлениях, где необходимо надежно и герметично выполнить соединение между неподвижными и подвижными узлами конструкции. Однако, важно помнить, что везде, где применяется сальник, основной рабочей средой механизма могут выступать масляные, а также топливные, эмульсионные и другие разновидности гидравлических жидкостей.
Типы сальников
В зависимости от эксплуатационного назначения, конструкция сальников может иметь небольшие различия, по которым изделия классифицируют на следующие типы сальников:
- Однокромочные сальники
- Двукромочные сальники
Отличие первого варианта изготовления от второго заключается в том, что сальники с одной кромкой только лишь препятствуют протечке рабочей среды из места соединения. А вот сальники с двумя кромками, кроме защиты от протекания, позволяют так же избежать попадания в уплотняемую конструкцию частиц пыли и других веществ. Собственно, за счет этой функции, двукромочные сальники в народе достаточно часто называют пыльниками.
По способу исполнения данные изделия подразделяются на сальники с формованной кромкой и на сальники с кромкой, которая была обработана механически. Материалом для их изготовления, как правило, служит каучук с добавлением различных примесей. Химический состав данной продукции существенно влияет на физико-химические параметры и свойства изделия. В зависимости от материала изготовления различают следующие типы сальников:
- Свежие записи
- Как оцинковать кузов автомобиля своими руками
- Как снять тормозной диск со ступицы
- Как снять прикипевшее колесо со ступицы
- Хомут на пыльник шруса как затянуть
- Как снять обойму подшипника со ступицы
https://mechtarybolova.ru/articles/chto-takoe-salniki-zadvizhek/