Как проверить обратный клапан вакуумного усилителя
Основными признаками выхода из строя контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов являются тугая или, напротив, мягкая педаль тормоза, а также полная неработоспособность педали.
Что такое клапан вакуумного усилителя тормозов
На многих автомобилях для увеличения тормозного усилия используется вакуумный усилитель тормозов. Он создает постоянный поток тормозной жидкости, направленный в главный тормозной цилиндр, увеличивая тормозное давление и способствуя более быстрой остановке автомобиля. Этот элемент очень часто встречается на легковых автомобилях, внедорожниках и пикапах. Со временем вакуумный усилитель тормозов может получить повреждения или подвергнуться износу. То же самое может произойти и с контрольным клапаном усилителя тормозов.
Клапан вакуумного усилителя тормозов — это элемент тормозной системы автомобиля и предназначен для удаления воздуха из усилителя тормозов и недопущения попадания его в цилиндр. Таким образом обеспечивается защита трубопроводов тормозной системы от завоздушивания, что может серьезно снизить эффективность работы тормозной системы. Клапан соединяет корпус вакуумного усилителя и вакуумный шланг – безопасное техническое решение, обеспечивающее работу тормозов даже при заглушенном двигателе.
Как правило, контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов не проверяется в ходе периодического технического обслуживания. Тем не менее существуют ситуации, при которых могут наблюдаться признаки износа или полного выхода клапана из строя. Далее приведены некоторые признаки, по которым вы можете сделать вывод о возможном наличии проблемы с контрольным клапаном вакуумного усилителя тормозов. Помните, что это всего лишь общие признаки. Для точного установления причин неисправности и проведения ремонта необходимо обратиться к квалифицированному специалисту.
Тугая педаль тормоза
При корректной работе контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов педаль тормоза нажимается легко и плавно. В случае неисправности клапана управление тормозной педалью заметно усложняется. Вместо мягкой и легкой педаль становится жесткой и тугой. Нажимать ее очень трудно. Это происходит из-за повышенного давления в главном тормозном цилиндре, для регулировки которого и предназначен контрольный клапан. Нарушения в работе педали тормоза являются признаком возможного наличия неисправности тормозов и указывают на необходимость немедленного проведения диагностики тормозной системы.
Мягкость тормозной педали
При усугублении неисправности контрольного клапана вакуумного усилителя тормозов в трубопроводы тормозной системы начинает поступать воздух. В данном случае воздух, который должен удаляться из системы с помощью контрольного клапана, попадает в главный тормозной цилиндр, а затем и в трубопроводы тормозной системы. Это вызывает падение тормозного давления и мягкую работу педали тормоза. Помимо ощущения мягкости на педали это влечет за собой увеличение времени срабатывания тормозов.
В подобной ситуации следует немедленно провести диагностику тормозной системы. Воздух, попав в тормозную систему, оказывается «взаперти». Для его удаления тормозную систему необходимо прокачать. При наблюдении описываемых симптомов срочно прекратите движение и осуществите профессиональную диагностику тормозной системы.
Тормоза перестали работать
В самом худшем случае контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов полностью выходит из строя, что приводит к полной неработоспособности тормозной системы. К счастью, такой исход маловероятен. Но если вдруг он наступил, аккуратно остановите автомобиль, отбуксируйте его домой и свяжитесь с квалифицированным специалистом по диагностике и ремонту тормозных систем. В зависимости от тяжести случая дело может ограничиться только заменой клапана, но может потребоваться и серьезный ремонт всей тормозной системы.
Контрольный клапан вакуумного усилителя тормозов является важным элементом тормозной системы, обеспечивая безопасность движения. Именно поэтому наличие описанных симптомов не должно игнорироваться или откладываться «на потом». Свяжитесь с квалифицированным механиком, способным провести профессиональную диагностику и необходимый ремонт тормозной системы вашего автомобиля.
В конструкцию тормозной системы любого автомобиля обязательно входит усилитель. Наибольшее распространение на транспорте получил усилитель вакуумного типа, который обеспечивает дополнительное усилие за счет разрежения.
Роль вакуумного усилителя в тормозной системе
Вакуумный усилитель тормозов (он же – вакуумник и ВУТ) способен в 3-5 раз повысить усилие, которое прилагает водитель ногой на тормозную педаль, что и обеспечивает комфортное управление тормозной системой.
Без этого узла эффективно совершать замедление и остановку авто невозможно по той простой причине, что прижать колодки тормозных механизмов одним только усилием ноги достаточно сложно.
А это уже грозит безопасности движения, поскольку водитель может неправильно оценить обстановку и своевременно принять меры для остановки.
Усилитель же даже в случае экстренного торможения выполняет свою функцию и позволяет остановить авто.
В общем, роль вакуумного усилителя очень важная и от его работоспособности зависит многое. При этом конструктивно он очень прост, что и обеспечивает беспроблемную работу достаточно длительный период.
И все же неисправности с ним бывают. И при их возникновении результат не очень хорош – тормозная система хоть и сохраняет работоспособность, но выжать педаль тормоза проблематично и для замедления приходится прилагать очень большое усилие.
Основные неисправности устройства
Видов поломок вакуумника не так уж и много, а именно:
- Потеря герметичности трубопровода, по которому поступает разрежение, или мест его соединения;
- Выход из строя обратного клапана;
- Разгерметизация рабочих камер усилителя.
Первые две неисправности – основные, третья же встречается очень редко.
Также стоит отметить, что в большинстве авто вакуумник работает от разряжения, создаваемого во впускном коллекторе (их то и соединяет между собой трубопровод).
Но на некоторых моделях усилитель для повышения эффективности работы дополнительно комплектуется вакуумным насосом. Причем этот элемент может быть, как механическим (с приводом от распределительного вала), так и электрическим, со своим электродвигателем.
Но эти насосы являются лишь вспомогательным элементом, который повышает эффективность работы усилителя. При этом основное разрежение все так же берется от впускного коллектора.
В авто, комплектующимися этим узлом, насос – еще один компонент, который может прийти в негодность. При этом усилитель будет продолжать работать, хотя на некоторых режимах движения усилие на педали возрастет.
Признаки возникновения проблем в работе
Неисправности вакуумного усилителя и компонентов, обеспечивающих его работу, обязательно проявляются, причем достаточно явно.
Если ваккумник не функционирует, это будет сопровождаться «тугостью» выжима педали.
При полном отказе этого элемента нажать на тормозную педаль очень сложно (для удостоверения в этом достаточно при неработающем моторе нажать на педаль 4-5 раз, на последнем выжиме сопротивление будет очень большим).
Поскольку разрежение берется от впускного коллектора, потеря герметичности вакуумного усилителя может сопровождаться изменением работы мотора при торможении (хотя этого происходить не должно).
Причем в одних случаях обороты силовой установки при нажатии на педаль тормоза могут падать (вплоть до остановки агрегата), в других же – обороты повышаются.
Здесь все просто – если есть не герметичность в вакуумнике, будет происходить подсос воздуха в коллектор, который влияет на пропорции топливовоздушной смеси, отсюда и изменение режима работы мотора.
Еще одним явным признаком является появление шипения при выжиме педали. Появление такого звука указывает на появление подсоса воздуха.
Что касается вакуумных насосов, то механические могут издавать стуки, причем постоянно (виноват в этом обычно приводной шток), в электрических же повышается шумность работы, также возможен сильный нагрев при работе мотора (здесь обычно неисправность кроется в приводном электродвигателе).
Проверка усилителя и сопутствующих элементов
Проверить работоспособность усилителя не сложно, и для этого не потребуется какое-либо оборудование.
Один из простейших способов проверки без надобности «лезть» под капот делается так: на заглушенном моторе накачиваем тормозную систему (выжимаем педаль 4-5 раз и фиксируем ногой в нажатом положении).
Затем запускаем двигатель. Сразу после запуска на ваккумную камеру усилителя пойдет разрежение, в результате педаль должна немного пойти вниз. Если это произошло, вакуумник работает исправно, и подсоса воздуха нет.
Если тормоза вроде и работают, но при задействовании их силовая установка меняет режим работы, проверить, не является ли виной этому усилитель можно так: отсоединяем трубопровод от впускного коллектора, а штуцер заглушиваем резиновой заглушкой (можно для этого использовать отрезок подходящей по диаметру трубки, которую необходимо пережать).
Импровизированную заглушку необходимо надежно зафиксировать хомутом.
Затем запускаем двигатель, даем ему немного поработать, и начинаем жать на тормозную педаль (проделать это можно и на дороге, но обязательно следует учитывать, что усилитель работать не будет).
Если при торможении двигатель функционировать будет нормально (без смены оборотов), значит, в усилителе имеется подсос воздуха.
Устраняем неисправность
Устранить проблему с неработающим усилителем можно только в случае, если поврежден трубопровод, обратный клапан или его уплотнитель.
Выявлять неисправность стоит последовательно:
- проверяем затяжку хомутов трубопровода и состояние трубки в местах зажимов (нередко в них появляются трещины);
- осматриваем состояние уплотнителя обратного клапана усилителя. С временем этот резиновый элемент расслаивается из-за чего теряется герметичность вакуумной камеры (отсюда и шипение при торможении);
- меняем трубопровод вместе с хомутами. Стоит он недорого, поэтому проще его поменять, чем проверять герметичность, тем более что устранить трещину достаточно сложно. После замены проверяем работоспособность усилителя;
Если замена трубопровода не дала результат, замене уже подлежит сам усилитель, поскольку узел этот считается неразборным и ремонту не подлежит.
В процессе работ не лишней будет проверка обратного клапана. Сделать это можно двумя способами.
Первый подразумевает демонтаж этого элемента. Далее необходимо ртом подуть в штуцер, которым клапан устанавливается в усилитель. При этом он должен беспрепятственно пропускать поток воздуха.
Затем делаем обратное действие – втягиваем воздух через этот же штуцер. Исправный клапан воздух пропускать не должен.
Если нет желания снимать клапан, из-за чего может нарушиться герметичность в месте соединения, можно поступить так: запускаем двигатель, даем ему поработать.
Затем нажимаем до упора педаль тормоза, удерживаем ее в таком положении и глушим мотор.
Если клапан исправен, то он закроется (из-за отсутствия разрежения со стороны коллектора), при этом в вакуумной камере вакуум сохраниться, поэтому педаль сопротивления не будет оказывать (для удержания не нужно создавать дополнительного давления).
Напоследок немного о вакуумных насосах. В механическом узле для устранения стуков некоторые просто удаляют шток и все.
При этом насос работать не будет, но поскольку он – вспомогательный, то его отключение не сильно повлияет на работоспособность усилителя (хотя все же педаль станет немного «туже»).
Но в некоторых случаях помогает обычная смена положения штока (переворачиваем его на 180 град.).
Что касается электрического насоса, то зачастую он просто заменяется, поскольку отремонтировать его трудно.
Выход из строя «вакуумника» – поломка довольно редкая, но неприятная – для замедления и остановки автомобиля водителю приходится сильно давить тормозную педаль. Внезапный отказ механизма в процессе езды может спровоцировать ДТП – шофер не успевает перестроиться и приложить требуемое усилие в нужный момент. Чтобы выявить признаки критического износа элемента, предлагается рассмотреть принцип работы вакуумного усилителя тормозов (ВУТ) и способы диагностики в условиях обычного гаража.
Конструкция и алгоритм работы
Первые легковые машины, выпускавшиеся в прошлом веке, не оснащались «вакуумниками». Для резкого замедления авто в случае экстренного торможения педаль приходилось надавливать с усилием порядка 80 кг. Устройство вакуумного усилителя тормозов, устанавливаемого на современные транспортные средства, позволяет снизить упомянутое усилие до легкого нажатия.
Чтобы диагностировать неисправности данного узла, нужно знать его конструкцию и принцип действия. Усилитель представляет собой цилиндрический корпус из металла, внутри которого размещены следующие элементы:
- диафрагма, подталкиваемая возвратной пружиной;
- воздушный клапан с двумя каналами – атмосферным и вакуумным;
- в центре корпуса установлен шток, соединенный одним концом с педалью тормоза, вторым – с главным цилиндром, к нему же прикреплена диафрагма;
- патрубок подвода разрежения от впускного коллектора двигателя, подключенный к обратному клапану.
По сути, корпус «вакуумника» разделен мембраной на 2 отдельных камеры. К первой подводится разрежение от силового агрегата, во второй давление воздуха равняется атмосферному. Камеры сообщаются между собой через каналы воздушного клапана, поочередно открывающихся при нажатии и отпускании педали водителем.
Классический вакуумный усилитель тормозов работает по такому алгоритму:
- Пока водитель не активирует тормозную систему, обе камеры сообщаются посредством вакуумного канала. Поскольку давление в них одинаковое, толкатель и шток остаются неподвижными.
- После нажатия педали шток перемещается вперед и связь двух камер через вакуумный канал прерывается. Клапан открывает другой проход, соединяющий атмосферную камеру с наружным воздухом.
- Из-за разницы давлений диафрагма изгибается в сторону разрежения, тем самым помогая давить на толкатель и поршень основного гидроцилиндра.
- Когда шофер снимает ногу с педали, клапан производит обратное действие – перекрывает атмосферный канал и открывает вакуумный. Давление в камерах уравнивается, пружина отбрасывает мембрану в первоначальное положение.
Справка. В дизельных и некоторых бензиновых автомобилях разрежение создает не впускной коллектор, а отдельный вакуумный насос тормозной системы. Подобная схема безотказно действует в условиях высокогорья с пониженным атмосферным давлением, где обычный мембранный усилитель теряет работоспособность.
Если тормозная педаль удерживается водителем в нажатом состоянии, диафрагма тоже останавливается и воздействует на шток постоянным усилием. Благодаря описанному принципу действия ВУТ работа шофера существенно облегчается, а система реагирует на педаль значительно быстрее.
Признаки и причины неисправностей
Поломка усилителя не приводит к полному отказу тормозной системы, но для замедления машины нужно прилагать гораздо больше физических усилий. Первый и главный симптом выхода из строя ВУТ – резкое снижение эффективности торможения и ощущение «жесткости» педали. Проявляются и другие признаки:
- увеличение свободного хода (примерно до половины);
- нестабильная работа силового агрегата, особенно на холостом ходу;
- механизм продолжает замедлять авто после отпускания педали – тормоза «клинят».
Примечание. Усилитель неспособен нормально функционировать без подачи разрежения от мотора. Поэтому симптомы неполадок нужно проверять только при работающем двигателе.
Указанные выше признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов возникают по таким причинам:
- подсос воздуха через порыв либо неплотное соединение шланга отбора вакуума;
- износ диафрагмы, ведущий к потере герметичности;
- выход из строя воздушного клапана;
- разгерметизация корпуса;
- снижение упругости пружины.
Первая причина легко устраняется в собственном гараже, главное, – проверить «вакуумник» на работоспособность. Уплотнение соединений либо замена патрубка не составит большой проблемы. Другой вопрос – поломка усилителя, обычно механизм приходится менять целиком.
Способы диагностики ВУТ
При обнаружении одного из вышеперечисленных симптомов нужно сразу проверить вакуумный усилитель тормозов на работоспособность без снятия с автомобиля. Диагностика производится просто:
- Запустите и прогрейте мотор.
- Оставив двигатель работать на холостых оборотах, передавите рукой или пассатижами патрубок отбора разрежения, ведущий от коллектора. Другой вариант – отключить его от штуцера и заглушить последний деревянным клином.
- Неизменное поведение мотора указывает на герметичность системы. Исправность воздушного клапана проверяется другим способом, описанным ниже.
- Если обороты силового агрегата стабилизировались либо повысились, имеет место подсос воздуха через ВУТ или подающий шланг.
Определив неисправность усилителя, исключите из списка «подозреваемых» шланг передачи вакуума. Отсоедините патрубок и обследуйте на предмет трещин и порывов. Проверьте состояние хомутов, при необходимости установите новые затяжки.
Если герметизация патрубка не дала результата, переходите к проверке самого «вакуумника»:
- Не запуская мотор, сядьте на водительское кресло и надавите тормоз 3–5 раз. Первые нажатия будут легкими, на последних рабочий ход сильно уменьшится. При этом диафрагма втягивает воздух через шланг и накачивает внутрь корпуса, выйти ему наружу препятствует обратный клапан. Припомните, атмосферный канал закрыт.
- Совершив последнее движение, зафиксируйте педаль в нажатом состоянии и запустите двигатель.
- После запуска мотора педаль должна опуститься примерно наполовину.
Данная проверка вакуумного усилителя тормозов выявляет проблемы с обратным либо воздушным клапаном. Если первый неисправен, то накачать внутрь корпуса воздух не удастся – педаль будет проседать до упора. Изношенный воздушный клапан не откроет атмосферный канал на работающем двигателе и педальный рычаг останется в верхнем положении или опустится очень медленно.
Герметичность корпуса ВУТ проверяется так:
- Заведите силовой агрегат.
- Выжмите тормоз до упора.
- Не отпуская педаль, заглушите двигатель.
Если корпус или мембрана усилителя не пропускает воздух, педальный рычаг останется нажатым. В противном случае он вернется в первоначальное положение под действием пружины. Тогда необходимо снять механизм и заменить на новый. Отремонтировать ВУТ в гараже – задача довольно сложная, поскольку корпус элемента скреплен заводской вальцовкой.
Похожие записи:
- 4М40 отзывы о двигателе
- Автомобильная антенна bosch подключение
- Бк штат х1 гранта инструкция по эксплуатации
- Ваз 2110 потеют стекла в дождь
- Вли 5 по грязи
Обратные клапаны для воды, цены от 88.13 грн.
Советы от Инстал Украина
- Как правильно выбрать шаровой кран?
- Как выбрать насосную станцию?
- Самостоятельная замена скважинного насоса
Полезные категории
Обратные клапана
Клапан обратный – это вид трубопроводной арматуры защитного типа, предназначенной для предотвращения перемены направления потока воды или любых других веществ в определенной технологической системе. Если говорить упрощенно – изделия такого типа являются важными предохранителями прямого действия, срабатывающими автоматически. В процессе функционирования все обратные клапаны пропускают проходящую через них среду в одном направлении, и в случае необходимости, превращаются в преграду для ее движения – в противоположном. Арматурные приспособления такого класса применяется для защиты насосов, работающих под давлением сосудов, трубопроводов и различного технологического оборудования от повреждений, связанных с обратным током жидкостей или других веществ. Такие возможности делают обратные клапана очень важными изделиями, которые будут рассмотрены далее более подробно.
Хотя подобные арматурные элементы используются в разных технологических системах, по коммуникациям которых могут транспортироваться различные среды, наиболее часто их применяют в сетях водоснабжения. При этом обратные клапаны становятся в них не просто рядовыми запорными изделиями, срабатывающими в редких случаях – но одними из самых важных и нужных приспособлений. И это не удивительно, поскольку именно благодаря клапану обратного типа в водопроводе поддерживается постоянный уровень давления, а также исключается аварийная утечка воды из системы или остановка насосного оборудования. Необходимость этих приспособлений подчеркивается, в том числе и тем, что некоторые модели насосных станция комплектуются встроенными обратными клапанами в процессе изготовления. Но во многих других случаях их приходится устанавливать отдельно.
Функция обратного клапана для воды состоит в том, чтобы постоянно пропускать поток жидкости по направлению к насосу, и воспрепятствовать ее движению в обратном направлении. Преимуществом данных изделий является их прямое действие, означающее, что для срабатывания им не требуется не внешне управление, ни источники энергии. Обратный клапан на воду открывается и закрывается под влиянием движения потока жидкости через него. В случае с водопроводными коммуникациями, это означает, что при функционирующем насосе он находится в открытом положении, пропуская воду по трубопроводу. А если перекачивающий жидкость агрегат выключается, клапан тоже закрывается, не пуская жидкость в обратную сторону. При этом уровень давления в трубах до обратного клапана опускается до нуля, а после него – поддерживается на нужном уровне.
Современные обратные клапаны могут иметь разные запорно-регулирующие элементы. Простой бытовой клапан с классической конструкцией состоит из корпуса, пружины и шарика. Принцип его работы довольно прост – когда жидкость движется в прямом направлении, запорный элемент отжимается от уплотнительного седла и водяной поток почти без потерь проходит через корпус изделия. В свою очередь, при движении в обратном направлении, поток жидкости быстро и плотно прижимает запорный элемент к седлу, и движение воды в «неправильную» сторону немедленно прекращается. Что касается пружин, то они выполняют только одну функцию, которая является достаточно важной. Они необходимы для преодоления сил трения, возникающих при посадке запорного элемента на уплотнительное седло. При этом их жесткость, зачастую, должна быть минимальной.
Еще одно ценное преимущество водяных обратных клапанов заключается в том, что они способны выполнять свою задачу, как в нормальных условиях эксплуатации, так и в различных аварийных ситуациях. В первом случае они необходимы, например, при объединении напорных линий нескольких насосов в единую систему. При этом на каждой из таких линий устанавливается один или несколько обратных клапанов, выполняющих функцию защиты от давления работающего насоса остальных аппаратов. В свою очередь, возникновение нештатной ситуации может вызвать, например, резкое падение давления на одном из участков трубопровода, в то время как на смежных участках давление сохраняется. А это способно привести к возникновению обратного тока среды, недопустимого для нормальной работы системы, а также крайне опасного для установленного в ней оборудования. Исключить такие опасности может только обратный клапан.
Сферы применения обратных клапанов для воды:
- Трубопроводы, требующие движения жидкости в одном направлении;
- Трубопроводы с замкнутой циркуляцией жидкости и необходимостью подпитки;
- Трубопроводы, соединяющие несколько насосов, взаимное влияние которых при одновременной работе должно быть полностью исключено;
- Блоки фильтрации, установленные в реверсивных трубопроводах, в которых движение жидкости сквозь фильтр должно быть обеспечено только в одном направлении.
Переходя к подробному описанию запорных обратных клапанов, прежде всего, необходимо ознакомится с многочисленными плюсами этих изделий, подтверждающих необходимость их монтажа в любой водопроводной системе.
Преимущества обратных клапанов
Несмотря на относительную простоту конструкций, запорные элементы данного класса обладают немалым количеством достоинств, некоторые из которых уже были упомянуты ранее. А полный список преимуществ клапанов обратного действия выглядит так:
- Защита оборудования – эти простые и практичные арматурные элементы эффективно оберегают трубопроводы, насосы, и прочие агрегаты от повреждений, вызванных давлением направленного не в ту сторону потока;
- Многофункциональность – обратные клапаны отлично выполняют свою работу, как в нормальных, так и в аварийных условиях;
- Компактность и небольшой вес – упрощающие монтаж арматуры такого класса на любых трубопроводах;
- Простота конструкций – обеспечивает долговечность и герметичность данных изделий, а также возможность их простого и быстрого обслуживания;
- Надежность и прочность – оборудованные обратными клапанами трубопроводы способны функционировать с большими рабочими давлениями и даже его значительными перепадами;
- Минимальный ход – для полной блокировки потока через корпус клапана требуется всего 0,25 Dу;
- Дополнительные возможности – некоторые виды данных устройств также способны выполнять функцию регулирующего характера.
В то же время, обратные клапаны, как и другие виды арматуры, не являются идеальными приборами, и не лишены определенных минусов, которые также стоит принимать во внимание при их приобретении и установке.
Недостатки обратных клапанов
Запорные изделия, препятствующие обратному движению жидкости, характеризуются следующими недостатками:
- Чувствительность к загрязнениям – регулярное негативное воздействие жидкостей с относительно большим количеством посторонних примесей может привести к заеданию обратного клапана и его полному выходу из строя;
- Горизонтальный монтаж – поскольку, зачастую, посадка золотника устройств с классической конструкцией на уплотняющее седло выполняется под влиянием его собственного веса, многие модели обратных клапанов могут быть установлены только на горизонтальных частях трубопроводов;
- Применение более сложных модификаций для вертикального монтажа – для обеспечения герметичной посадки золотника на его седло в случае с наклонными и вертикальными трубопроводами обязательно применяются пружины – как дополнительные прижимные элементы. Кроме того, для вертикальных коммуникаций существуют клапаны со специальными конструкциями – шаровые и приемные.
Ознакомившись с подробным списком плюсов и минусов обратных запорных клапанов, стоит также подробно рассмотреть и особенности процесса их работы.
Принцип функционирования обратного клапана
Несмотря на существование достаточно большого количества разновидностей рассматриваемых арматурных изделий, которые отличаются друг от друга конструкциями и размерами, принцип их работы практически одинаков. В состоянии покоя, когда через корпус подобного устройства не проходит поток жидкости, перекрывающий его движение золотник в обратном клапане или перекрывающая захлопка в обратном затворе, под действием своего веса или дополнительных приспособлений, таких как пружина, оказываются в положении «закрыто». Это значит, что запорный элемент данной арматуры располагается в седле корпуса. В таком положении он остается до того момента, пока во входящий патрубок клапана не начинает подаваться жидкость, оказывающая давление на перекрывающую часть изделия, которая переходит в положение «открыто».
То есть, когда поток жидкости начинает свое движение через корпус устройства, затвор под воздействием его энергии открывается, позволяя среде транспортироваться в нужном направлении. Таким образом, такое положение запорного элемента поддерживается исключительно давлением на него жидкости. Затвор обратного клапана остается открытым до того момента, пока жидкость не начинает менять направление своего движения на противоположное. Чтобы это произошло, поток должен сначала полностью остановиться. Когда его скорость становится нулевой, затвор быстро возвращается в закрытое положение, а давление с обратной стороны надежно прижимает золотник или захлопку, исключая движение потока среды в обратную сторону. Благодаря такому принципу работы, срабатывание обратной арматуры выполняется под влиянием только потока жидкости и является полностью автоматизированным. Далее будет рассмотрена классификация обратных клапанов, необходимая для их правильного подбора.
Виды обратных клапанов
Как было упомянуто ранее, за много десятилетий использования арматуры подобного назначения, были разработаны многочисленные разновидности данных изделий. По этой причине классификация обратных клапанов достаточно обширна. Прежде всего, эти устройства подразделяются на два вида, в зависимости от исполнения перекрывающего поток среды элемента, в качестве которого могут использоваться:
- Золотники – это приспособления, влияющие на направление потока жидкости или газа посредством смещения своей подвижной части относительно свободного пространства в поверхности, по которой эти части могут скользить. Арматуру с такой конструкцией называют, собственно – обратными клапанами. Ее можно использовать только на горизонтальных частях трубопроводов. По направлению проходящего через них потока клапаны обратные также делятся на два типа:
— проходные – в которых не меняется направление потока;
— угловые – более редкая модификация, в которой направление потока изменяется на 90˚.
- Затворы – также часто называемые «захлопками», они представляют собой круглые диски, которые могут быть цельными и складывающимися пополам. Вид арматуры, в которых они применяются, известен как обратные затворы. Ее можно применять, как на горизонтальных, так и на вертикальных частях трубопроводов. Затворы обратные бывают исключительно проходными и не позволяют менять направление проходящего через них потока среды.
В свою очередь, исходя из своих общих конструктивных особенностей, рассматриваемая запорная арматура бывает такой:
1. Обратные клапана – несколько десятилетий назад были известны под названием «подъемные клапаны». Этот вид запорной арматуры перекрывает движение жидкости с помощью золотника, движущегося в вертикальной плоскости по направлению – вверх и вниз. Он поднимается под воздействием потока, пропуская его в нужном направлении. А когда поток останавливается, золотник опускается на седло, блокируя обратное движение воды. Данные изделия имеют самую простую конструкцию и технологию производства, среди всех прочих аналогов других видов. При этом они обеспечивают высокую герметичность при закрытии, а их единственным серьезным недостатком является высокая чувствительность к загрязнениям водяного потока, которые могут вызвать заедание клапана. В классических обратных клапанах для воды ось прохода в седле, а также ось подъема золотника, располагаются, зачастую, перпендикулярно оси трубопровода. Интересно, что строение корпуса каждого такого изделия почти полностью повторяет корпус традиционного запорного клапана, однако их крышки и золотники сильно отличаются. Так, золотник обратного клапана оснащен хвостовиком, перемещающимся по направляющей в крышке устройства. А его посадка на седло почти всегда происходит под воздействием собственного веса, из-за чего установка обратных клапанов возможна только на горизонтальных частях трубопроводов. Что касается вертикальных и наклонных коммуникаций, то в специальных обратных клапанах для таких труб посадка золотника на седло обеспечивается, благодаря использованию пружины – как дополнительного прижимного элемента. Также для вертикальных трубопроводов разработаны и другие отдельные типы запорной арматуры такого класса:
- Обратные шаровые клапаны – как видно из названия, в качестве запорного элемента в данном виде арматуры используется шар с пружиной, которая, при необходимости, прижимает его к уплотнительному седлу. По принципу функционирования эти изделия абсолютно аналогичны своим межфланцевым пружинным дисковым аналогам. А вот по размеру шаровая модификация является более компактной. Поэтому шаровые обратные клапаны чаще всего применяют в водопроводных системах с коммуникациями небольшого диаметра. Например, таких, которые связывают сантехнические приборы.
- Приемные обратные клапаны – монтируются на конце всасывающего трубопровода, непосредственно перед насосом. Эти устройства комплектуются специальной сеткой, предохраняющей перекачивающий воду аппарат от попадания в него с потоком твердых частиц или других загрязнений. Обратные приемные клапаны производят с диаметрами до 200 мм.
Преимущества обратных клапанов для трубопроводов:
- Допустимость ремонта без полного демонтажа арматурного изделия;
- Компактные размеры некоторых типов устройств.
Недостатки обратных клапанов для воды:
- Значительная чувствительность к загрязнениям;
- Возможность установки некоторых модификаций только на горизонтальных частях трубопроводов.
2. Обратные затворы – также известны как поворотные обратные клапаны. В этих изделиях седельная ось совпадает с направлением потока жидкости через затвор. В состоянии покоя их уплотняющее седло перекрывается захлопкой, закрепленной на оси, расположенной над проходной частью клапана. Под воздействием энергии движущегося потока, такой затвор поворачивается на определенный угол, открывая проход жидкости. А когда поток останавливается, затвор под влиянием собственного веса опускается на седло. Такая конструкция имеет один важный недостаток, который, впрочем, не распространяется на абсолютно все изделия этого вида. В клапанах обратного действия больших размеров постоянно происходят удары захлопки об их седельные части, что крайне негативно влияет на долговечность арматуры. Регулярные удары со временем приводят к поломке затвора и появлению вероятности гидравлического удара в водопроводной системе при срабатывании клапана. По этой причине затворы обратные делятся на два вида:
- Простые – имеют диаметр до 400 мм. Относительно небольшие размеры данных устройств становятся залогом того, что регулярные внутренние удары не оказывают опасного влияния на их работу, а также на системы, в которых они смонтированы;
- Безударные – имеют диаметр более 400 мм. Данный тип затворов комплектуется специальными дополнительными устройствами, делающими посадку захлопки на седло максимально плавной и мягкой. Такими устройствами являются гидравлические демпферы и грузы, которые могут быть установлены непосредственно на затвор, или соединятся с ним при помощи рычага. Единственным недостатком безударных обратных клапанов становится допустимость их монтажа исключительно на горизонтальных участках трубопроводов.
Преимущества обратных затворов для трубопроводов:
- Меньшая чувствительность к негативному влиянию загрязненных потоков, по сравнению с обратными клапанами;
- Обеспечение функционирования трубопроводов крупных и даже очень больших диаметров.
Недостаток обратных затворов для воды:
- Необходимость в наличии демпфера в подобной арматуре больших диаметров.
3. Межфланцевые обратные клапаны – это наиболее компактные и доступные по своей стоимости арматурные изделия, среди всех видов подобных запорных элементов. От описанных выше затворов, они отличаются отсутствием фланцев, используемых для присоединения к трубопроводам. Благодаря этому, такие изделия не только обладают меньшими габаритами, но и относительно небольшой массой. Стоит отметить, что вес обратного межфланцевого клапана может быть в пятеро меньшим, а его длина – в 6-7 раз меньше, чем аналогичные характеристики обыкновенных клапанов или затворов. Это позволяет значительно уменьшить их стоимость. Межфланцевые клапана обратного типа, зачастую, имеют такие рабочие элементы, размер которых соответствует сечению трубопроводов, и устанавливаются в нужных местах на таких коммуникациях с применением необходимых прокладок. Важным преимуществом данных изделий становится возможность их монтажа, как на горизонтальных, так и на вертикальных частях трубопроводов. При этом все они делятся на два типа:
- Межфланцевые пружинные дисковые обратные клапаны – принцип функционирования данных устройств подобен принципу работы их шаровых аналогов. Только вместо шара, в качестве затвора у них применяется дискообразная пластина с прижимным элементом – пружиной, позволяющая уменьшить вес и габариты изделий. В процессе работы запирающий диск отжимается под давлением потока жидкости, обеспечивая ее свободный проход. А когда поток останавливается, пружина прижимает диск к седлу, останавливая движение среды. Благодаря этому, они имеют достаточно большой диапазон размеров – от 15 до 200 мм, и могут монтироваться горизонтально и вертикально. Кроме того, специальные модели межфланцевых пружинных дисковых обратных клапанов оснащаются особыми резьбовыми отверстиями для устранения статического заряда. Данные модификации используют на взрывоопасных производствах;
- Межфланцевые двухстворчатые обратные клапаны – в этих арматурных изделиях устанавливается запорный диск, состоящий из двух частей. Под давлением потока воды он складывается пополам, а обратное движение жидкости возвращает диск в положение «закрыто», плотно прижимая его к седлу. Межфланцевые обратные клапаны с двумя створками имеют еще более широкий диапазон размеров, чем их пружинные дисковые аналоги. Он находится в пределах – от 50 до 700 мм. Поскольку в водопроводных системах с коммуникациями больших диаметров возможно возникновение гидравлических ударов при остановке насосов или при аварийных ситуациях, для предотвращения повреждения всей сети применяются специальные клапаны с амортизаторами. Еще одной особой модификацией межфланцевых двухстворчатых обратных клапанов является их исполнение со специальной антикоррозионной футеровкой, которая может быть:
— пластиковой – для питьевой и морской воды;
— резиновой – для морской воды, канализации и монтажа в судостроении.
Преимущества межфланцевых обратных клапанов для трубопроводов:
- Компактные размеры и небольшой вес;
- Простота монтажа и эксплуатации;
- Возможность установки на горизонтальные и вертикальные трубопроводы.
Недостатки межфланцевых обратных клапанов для воды:
- Необходимость полного демонтажа изделия, при возникновении нужды в ремонта.
4. Другие виды обратных клапанов
Ранее подчеркивалось, что классической арматурой рассматриваемого класса является та, которая пропускает вещество в одном направлении и блокирует его движение в обратном, функционируя в автоматическом режиме. Однако существуют и другие модификации обратных клапанов, способные выполнять задачи не только обратных, но и запорных технических изделий. Их главным достоинством является расширенная функциональность, а делятся эти они на два типа:
- Невозвратно-запорные обратные клапаны и затворы – допускают принудительное закрытие с помощью ручных или механических приспособлений, которыми могут быть пневмо-, гидро- или электроприводы;
- Невозвратно-управляемые обратные клапаны и затворы – допускают не только принудительное закрытие, но и открытие определенным ручным или механическим способом.
Продолжая тему классификации стоит также отметить, что все перекрывающие обратные клапаны подразделяются на четыре вида по способу монтажа, для которого может применяться:
- Межфланцевое крепление – в этом случае устройство не имеет собственного крепежного узла, но зажимается между двумя трубопроводными фланцами. Данный метод используется на участках, имеющих ограничения по габаритам;
- Муфтовое крепление – клапан устанавливается на трубопровод с использованием резьбовой муфты. Данный метод используется в коммуникациях с небольшими диаметрами;
- Фланцевое крепление – рассматриваемая арматура соединяется с трубопроводом, благодаря фланцам с уплотнителями. Данный метод используется в сетях с крупными диаметрами коммуникаций;
- Сварные крепления – означают, что обратный клапан приваривается к трубопроводу. Данный метод используется в коммуникациях, по которым транспортируются агрессивные среды.
Обратные клапаны производятся, как в качестве отдельных арматурных изделий, так и будучи встроенными в определенные агрегаты. А на внешнюю часть из корпусов обязательно наносят стрелку, показывающую нормальное направление движения жидкости по трубопроводу.
Критерии выбора обратных клапанов
Поскольку на рынке присутствует много разновидностей запорных элементов, исключающих обратное движение жидкости, закономерно возникает вопрос – как правильно выбрать обратный клапан? Сделать это не сложно, главное помнить, что он должен полностью соответствовать условиям функционирования конкретной инженерной системы, в которой будет установлен. Для достижения этой цели, при выборе клапана обратного нужно учитывать уровень номинального давления в сети, установочные размеры, степень загрязненности проходящего потока жидкости и желаемый вариант крепления. Оптимальный вид такого устройства также зависит от типа трубопроводов.
В случае с системами отопления или водоснабжения с неновыми металлическими коммуникациями специалисты рекомендуют монтировать поворотный обратный клапан, поскольку при постоянной циркуляции воды она постепенно загрязняется, а такие изделия являются наименее чувствительными к посторонним частицам в жидкости. В свою очередь, на современные металлопластиковые трубы, имеющие гладкие внутренние поверхности и минимум внутренних загрязнений можно устанавливать пружинные дисковые обратные клапана. А для водопроводных систем с хорошо очищенной водой и с трубами небольшого диаметра наиболее оптимальным выбором станет шаровой обратный клапан с муфтовым креплением.
Места монтажа обратных клапанов
Разобравшись с критериями выбора данной запорной арматуры, также необходимо ответить на важный вопрос – где нужно устанавливать обратные клапана? Ответ прост – их монтируют в различных инженерных сетях, по которых движется жидкость с разной температурой. Так, в квартирах с централизованными системами отопления и водоснабжения, клапаны обратного типа ставят после счетчиков воды. Запорный элемент выполняет функцию защиты прибора учета от гидроударов, которые могут возникнуть по причине использования неисправных сантехнических приборов. Кроме того, при резком скачке давления горячей воды, через смеситель она может попасть в трубопровод с холодной водой. Для предотвращения подобных ситуаций также монтируют бытовые обратные клапаны.
В свою очередь, в частных домах с автономными системами водоснабжения и отопления, для подачи самой важной жидкости применяют насосы. Перед такими агрегатами необходимо обязательно монтировать клапан обратного хода воды. Это важно, поскольку после каждой остановки насоса, арматурный элемент перекрывает сток из трубопровода, благодаря чему отпадает необходимость в предварительном заполнении системы водой при его следующем запуске, а значит, вода поступает в домовладение без перебоев. Оптимальным вариантом для установки перед насосами являются обратные клапаны с подпружиненными дисками. При этом для наиболее длительной и правильной работы их стоит монтировать на трубопроводе в строгом вертикальном положении.
Использование обратных клапанов для воды также необходимо в случае применения скважинного погружного насоса для обеспечения работы системы водоснабжения дома. Арматурный элемент тоже будет предотвращать слив воды при остановке агрегата. Это важно, в том числе и потому, что поток неправильно движущейся жидкости крутит рабочее колесо насоса в обратную сторону, чего не желательно допускать. При этом клапан также устанавливается перед качающим воду аппаратом. А поскольку он будет постоянно находиться в погруженном в жидкость состоянии, к нему предъявляются высокие требования по надежности. Такой водяной обратный клапан должен быть изготовлен из антикоррозийных материалов – нержавеющей стали, бронзы или латуни.
Продажа обратных клапанов в Украине
Купить обратные клапана в Киеве можно, предварительно выбрав их подходящие модификации из обширного каталога нашего интернет-магазина. В нашем ассортименте присутствуют подобные элементы запорной арматуры разных видов и размеров, отличающиеся техническими характеристиками и совместимостью с различными трубопроводами и другим оборудованием. А наши менеджеры всегда готовы предоставить все необходимые уважаемым клиентам консультации, относительно подбора оптимальных модификаций данных изделий. Обратные клапана, цена которых зависит от их конструкции, габаритов и назначения – это простые, но очень важные инженерные творения, эффективно оберегающие водопровод и другое оборудование от многих опасных чрезвычайных ситуаций.
https://avtotop.info/kak-proverit-obratnyj-klapan-vakuumnogo-usilitelja/