Методическое сопровождение — это. Понятие, основные формы, разработки и направления, педагогические цели и задачи
Методическое сопровождение – это комплекс мер, направленный на поддержку педагогов, обладающих разным уровнем квалификации. Именно такое определение использовалось раньше в научной литературе. С течением времени образовательный процесс и вся педагогическая система существенно усложнились. Сегодня повсеместно идет модернизация учебной деятельности, внедряются различные образовательные технологии. У участников процесса появляются новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей.
Историческая справка
Такие понятия, как «методическая служба», «методическая работа», стали использоваться в начале 20 столетия. Однако некоторые сведения о зарождении этих форм деятельности можно обнаружить в источниках 19 века. К примеру, в Положении о гимназиях 1828 г. рекомендуется формировать педсоветы для обсуждения методов и содержания обучения.
Во второй половине 20 века стали созываться так называемые съезды учителей. К ним подготавливались выставки дидактического материала, педагогических трудов, выполненных учащимися и преподавателями. На таких съездах участники зачитывали доклады о своих успехах, делились с коллегами проблемами. Кроме того, анализировались уроки, которые посещали попечители образовательных учреждений. Все это говорит о том, что уже в те годы стали определяться ключевые составляющие методической деятельности. Тогда же начали появляться предметные секции – прообразы существующих сегодня объединений педагогических работников.
С конца 20 в. в литературе стали использовать термин «методическое сопровождение».
Истоки создания системы
Знаменательным событием в истории формирования основ учебно-методического сопровождения стал Всероссийский съезд, посвященный вопросам народного образования и проходивший с 5 по 16 января 1914 г. На нем впервые было заявлено о необходимости формирования службы педагогов-инструкторов. Они должны были получить теоретическую и практическую подготовку и избираться учительскими организациями. В обязанности таких педагогов-инструкторов входили поездки по разным школам, демонстрация перед преподавателями новейших методов и приемов обучения, чтение докладов, а также проверка результатов, достигнутых образовательными учреждениями.
В 1920-х гг. советская власть объявила курс на ликвидацию безграмотности. В школы хлынул поток неспециалистов, и методическое сопровождение педагогов приобрело особую актуальность. Руководство такой деятельностью было возложено на специализированные «бюро». Впоследствии они были преобразованы в методические кабинеты, некоторые из которых стали институтами усовершенствования учителей.
Создание организационной базы
В 1930-х гг. в первых редакциях Положений о педагогических (методических) кабинетах были отражены обязанности методических работников. Они включали в себя следующее:
- Посещение уроков и анализ деятельности педагогов.
- Консультативная помощь учителям.
- Планирование, организация и проведение заседаний методических групп и объединений.
- Обзор научной литературы.
- Обобщение, распространение педагогического опыта.
К 1960 годам сформировались формы методической работы, ставшие впоследствии традиционными. В этот же период стали появляться первые связанные с ними серьезные научные исследования. Так, к примеру, в своей диссертации В. Т. Рогожкин выделил 3 ключевые организационные формы:
- Педсовет.
- Методобъединение.
- Самообразование.
Новый виток в развитии системы
В конце 20-го – начале 21 века произошла смена научной парадигмы. Сегодня методическое сопровождение – это ключ к осмыслению инновационных идей, сохранению и упрочению педагогических традиций, стимулированию новаторского поиска, совершенствованию педагогического мастерства. Преподавательская деятельность в условиях модернизации образовательной системы весьма многогранна. Она тесно связана с проведением ЕГЭ, введением профильного обучения, совершенствованием не только структуры, но и содержания образования. В качестве одного из ключевых направлений модернизации системы выступает внедрение психологических методов в педагогический процесс.
Задачи и цели
Как показывает анализ историко-педагогических изданий, главная цель системы методического сопровождения – это повышение профессионального уровня педагогического работника. Проблема недостаточной квалификации преподавательского состава не теряет актуальности и сегодня.
Одна из важнейших задач методического сопровождения – это реализация новых программ, направленных на реформирование образовательной системы.
Компонентный состав системы
В структуре методического сопровождения образовательного процесса выделяются следующие аспекты:
- Диагностико-аналитический.
- Ценностно-смысловой.
- Методический.
- Прогностический.
Методический блок, в свою очередь, включает в себя следующие модули:
- Информационно-методический.
- Организационно-методический.
- Опытно-внедренческий (практический).
Информационно-методическое сопровождение предполагает обеспечение педагога необходимыми сведениями о современных образовательных технологиях, оказание консультативной помощи и пр.
Стадии реализации методических программ
Внедрение научно-методических разработок должно осуществляться поэтапно. Только в этом случае можно ожидать положительного эффекта от работы. Основными этапами реализации программ по методическому сопровождению являются:
- Диагностика проблемы.
- Поиск вариантов решения. Для этого используются информационные источники, в том числе сеть Интернет.
- Обсуждение найденных вариантов, выбор наиболее подходящего решения.
- Оказание помощи при реализации выбранного варианта.
Формы работы
Программно-методическое сопровождение осуществляется через:
- Консультирование, помощь творческим группам, тьюторство, педсоветы, семинары. Данное направление предполагает преимущественно передачу информации. При этом формы могут быть любыми. Их условно можно разделить на пассивные (выступления на педсовете, анкетирование, ознакомление с печатными изданиями и пр.) и активные (дискуссии, тренинги и т. д.).
- Формирование организационно-методических условий для привлечения учителей к различным мероприятиям. Речь, в частности, о курсах, конференциях, круглых столах, практикумах, мастер-классах и т. п.
Методическое сопровождение ребенка (как полноправного участника образовательного процесса) может осуществляться с помощью современных обучающих технологий, в том числе дистанционным методом, через диалог, игру, фокус-группы и пр.
В последнее время стала популярной такая форма, как «скайп-сопровождение». Она предполагает удаленное пошаговое индивидуальное обучение. Такая форма методического сопровождения образовательного процесса не ограничивается количеством сеансов. Каждая последующая встреча начинается с проверки домашнего задания. Если оно не выполнено либо выполнено неверно, то сеанс не проводится.
Ключевые условия
Эффективность методического сопровождения и в ДОУ, и в общеобразовательных учреждениях обеспечивается за счет:
- включения учителя в события, связанные не только с его профессиональным, но и духовным развитием;
- изучения личности преподавателя в разных ее аспектах, создания ситуаций, направленных на развитие его потенциала;
- совершенствования психологических и материальных механизмов управления образовательным процессом, ориентированных на повышение мотивации к профессиональному росту.
Роль методического сопровождения в современной образовательной системе
Сегодня к выпускникам школ и вузов предъявляются повышенные требования. Воспитать человека, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни, успешно самореализовываться, могут только высококвалифицированные педагоги. Это означает, что учителя должны обладать не только психолого-педагогическими, дидактическими, предметными умениями и знаниями, но и достаточным потенциалом, ключевыми составляющими которого являются внутренние убеждения, ценности, установки.
Именно на развитие всех этих качеств, знаний, умений и направлена методическая работа в образовательном учреждении. Ключевым условием ее эффективности является активное участие самого педагога в процессе саморазвития и самореализации.
Научно-методическое сопровождение обеспечивает социализацию и адаптацию преподавателя. Так, принимая активное участие в процессе, учитель получает определенный статус и закрепляет его за собой. Более того, он получает возможность решить проблему, связанную с профессиональным самосохранением, преодолением отставания достигнутого уровня профессионализма от новых требований, предъявляемых к образовательному процессу. Методическое сопровождение помогает педагогу избавляться от устаревших взглядов, способствует повышению его восприимчивости к изменениям, происходящим в обществе. В результате учитель становится более конкурентоспособным.
Главное в методическом сопровождении – это оказание действенной, реальной помощи. Она представляет собой комплекс практических мероприятий, основывающихся на научных достижениях, передовом педагогическом опыте. Методическое сопровождение направлено на всестороннее повышение профессионального мастерства и компетентности педагога, реализацию творческого потенциала каждого учителя в отдельности и всего коллектива образовательного учреждения. В конечном итоге это приведет к росту уровня воспитанности, образованности и культурного развития обучающихся.
Требования к современному учителю
Модернизация отечественной педагогической системы, обновление всех элементов образовательного процесса. В настоящее время педагог творчески, комплексно, на высоком профессиональном уровне должен уметь решать сложные задачи, в частности:
- Проводить диагностику уровня развития детей, формулировать реальные задачи и ставить достижимые цели своей работы и деятельности обучающихся.
- Выбирать образовательные средства и способы обучения, соответствующие современным условиям жизни и требованиям общества, учитывая при этом познавательные способности и социальные характеристики учащихся.
- Отслеживать и оценивать результаты своей работы и деятельности детей.
- Разрабатывать и претворять в жизнь различные образовательные программы, использовать известные и предлагать собственные инновационные идеи, методические приемы, технологии.
- Обеспечивать познавательную деятельность учащихся.
Все эти требования определяют роль современного педагога не как обычного «предметника», но как исследователя, психолога, технолога. В связи с этим методическая работа приобретает особое значение и способствует развитию педагогического мастерства.
Заключение
В связи с тем, что методическая деятельность может оказывать существенное влияние на качество воспитания и обучения, на итоговые показатели работы учебного заведения, ее можно рассматривать как один из важнейших факторов управления педагогической системой. Сопровождение и поддержка связаны главным образом с преодолением конкретных сложностей, возникающих у субъектов образовательного процесса. Методическая деятельность предполагает заранее спланированную непрерывную работу, направленную на предупреждение проблем при освоении новых образовательных технологий. При этом субъект образовательного процесса самостоятельно определяет, нужна ему поддержка или нет.
50 целей в жизни человека. Цели в жизни – список. Примеры 50 жизненных целей
Стремление к цели в жизни само по себе – бессмысленно. Важно, к чему цель ведёт, какие ценности воплощаются в жизнь. Есть цели – грёзы, которые все хотят, а пользы от их достижения мало. И ставить их тем более без толку – они не мотивируют.
Посмотрите на этот список целей в блоге «МИФ» [1]:
- Достичь просветления.
С такой целью протоптана дорога в психушку. Становитесь в очередь, коек всем не хватит. - Окружить себя друзьями.
- Прочитать 1000 книг.
50 книжек в год. 20 лет активного чтения – для чего? Художественные романы редко пишутся психически адекватными людьми, а ещё реже в них есть здоровые персонажи – на страницах они скучны. - Стать космонавтом.
Всю жизнь тренироваться с десятью другими астронавтами, а полетит только один. - Добиться идеальной физической формы.
Добить себя штангой раньше, чем придёт старость.
Подобные цели порождают ущербную мотивацию. Так цели ставить нельзя. Шизонуться можно, их достигая. Или вообще неясно, с какого перепугу они кому-то нужны в настоящем времени.
Есть типичный список целей, который предлагается читателям блогов. Авторы, пытаясь дать примеры долгосрочных целей – дают набор петель. Стремиться к таким целям, ничего не имея за ними – инквизиция остатков здравой психики.
Откуда ваши «проблемы»?
Пошагово разберёте сферу жизни и определите 3, а не 50 важнейших целей в этой сфере.
Пошагово разберите жизнь на молекулы
Жизненно важные цели
Цели, которые мы перед собой ставим, должны нас развивать, приносить опыт, рост осознанности и личной ответственности. А не гнать в психушку, реанимацию или на кладбище.
Жизненно важные цели – это те, стремление к которым будет нас развивать , р асширять наши возможности, повышать ощущение счастья, оздоравливать психику и отношения с другими.
Миру требуется сотня покорителей космоса. Если кто-то истинно стремится быть космонавтом – вперёд! Лучше счастливый, мудрый, ответственный человек, и при этом ещё и посланник от Земли, чем астронавт – несчастный, перепуганный, тренирующийся и изводящий себя, только потому, что не готов полюбить себя и понять свои желания.
Я не против борьбы и «достигательства», но борьба особенно с самим собой не должна быть бессмысленной. Нет нужды в пустышке в скафандре, делающей селфи на фоне Земли.
Главная жизненно важная цель человека – быть здоровым физически и психологически. Уверенных людей с позитивной самооценкой, знающих себе цену и способных воплощать свои желания – не так уж и много. Они способны поставить перед собой цель жизни, взяться за решение жизненно важной проблемы для всего человечества. У них есть мужество и силы её решить и жить счастливо.
Цели развивающие человека
Для воплощения цели жизни человеку достаточно средних способностей, но мало среднего мужества. Силы ума надобно меньше, чем мужества противостоять обстоятельствам и предрассудкам окружающих.
Человек не эффективен при достижении цели, которая не ведёт его к чему-то большему, чем сама цель. Поэтому так важно напрактиковаться понимать свои желания, потребности, ценности, знать свои сильные стороны и уметь трудиться в удовольствие.
Цель без смысла – тупик
Ставьте краткосрочные цели для самоисследования, поиска своих нераскрытых талантов. Учитесь преодолевать предубеждения о себе и о том, что вы уже «знаете». Развивайте уверенность в себе, составляйте мнение на основе личного опыта. Развивайте мужество и способность к труду. Всё это вам понадобится, когда вы будете готовы к решению важной проблемы, реализации сложного проекта.
Пример: список 50 целей
Список 50 целей разбит по сферам жизни.
Придумать цели бывает сложно, если мало практики и осознанности. Поэтому полезно просматривать примеры общих развивающих целей и адаптировать понравившиеся.
Предлагаю примеры, которые ведут к развитию личности, к приобретению опыта, расширению представлений о себе и вселенной. Желательно иметь что-то ещё за этим целями, но они и так будут развивать вас, если вы решите их достичь. Собрал цели, более экологичные для нашей головушки.
Здоровье и спорт
- Пошаговый курс. Нарисовать интеллект-карту своего здоровья.
- Раскрыть таз, отстроить осанку через йогу.
- Исключить 2-3 вредных продукта из своего рациона.
- Пробежать 10 км.
- Целую неделю есть только собственноручно приготовленную еду.
- Укрепиться в жизненной позиции «Я в порядке, другие в порядке » .
- Подучиться играть в настольный и большой теннис.
- Качалка. Позаниматься 2–3 месяца. Получить разряд.
Цели в работе, в карьере. Финансовые цели
- Понять стихию своего призвания: человек – человек, человек – машина, человек – символы.
- Увеличить доход в 2 раза.
- Прожить неделю без срочных дел (вне отпуска).
- Пассивный доход. 100$+ / месяц
- Работать в компании. Цели компании помогают реализовать ваши мечты.
- Контроль финансов. Записывать расходы и доходы в течение полугода.
- Получить опыт найма и увольнения сотрудника.
Окружение, друзья
- Публичные выступления. Выступить перед аудиторией 30+ человек.
- Поднатореть знакомиться.
- Уметь слушать собеседника.
- Организовать вечер настольных игр.
Личные отношения, семья
- Побывать на тренинге групповой терапии у опытного психолога. Составить своё мнение.
- Любить жизнеутверждающе. Излечить невротичность.
- Жениться или выйти замуж по любви.
- Перейти в роль отца или матери. Растить, а не воспитывать ребёнка.
- Устроить «спонтанное» путешествие.
Отдых, яркость жизни
- Побывать на другом континенте.
- Царь горы – залезть на пирамиду.
- Искупаться в двух океанах.
- Пожить 2+ месяца в незнакомой стране.
- Быть спонтанным. Не бояться выглядеть глупо.
Цели по личностному развитию, интеллект
- Прочитать 12+ научно-популярных трудов за год.
- Получить водительское удостоверение. Поездить по серпантину.
- Выучить английский язык. Уровень разговорного – выше среднего.
- Выучить второй иностранный на базовом уровне.
- Прожить по плану целей на год с достижением 70%+.
- Написать 10 статей.
- Поужинать в топ-ресторане города и не оставить чаевых.
Творчество
- Научиться рисовать. Написать 5 картин.
- Обучиться играть на музыкальном инструменте. Сыграть мелодию на флейте, клавишах, гитаре, ударных.
- Выбрать хобби и размышлять, как получать в будущем с него доход.
- Уметь танцевать. Станцевать постановочный танец 1+ минуту.
- Спеть песню в караоке или в студии.
- Заняться творчеством ручной работы. Поделки из бумаги, ткани, глины, пластилина, кожи.
Духовность
Может, Бог атеист? Редко видит людей, начинает сомневаться, что они существуют.
- Развить способность преодоления убеждённости. Узнать что-то, что опровергло бы моё раннее понимание этого.
- Развить умение преодоления старой привычки. Переучить себя что-то делать.
- Сформулировать своё предназначение.
- Практиковать медитации. Пройти курс или семинар.
- Привести колесо баланса жизни в 7–10 пунктов.
- Прочитать Новый Завет. Сформировать мнение.
- Учиться преодолевать страхи. Преодолеть 5 страхов.
- Получить нетрадиционный опыт. Астрология, внетелесные переживания, расстановки.
Жизненные цели мужчины
Дело – это главная цель, которой мужчина посвящает своё время [2]. Без дела он недееспособный.
В идеале, это какое-то предприятие с гуманистической идеей, направленное на помощь и развитие других людей.
Для мужской природы жизненно важно – исследовать мир, захватывать территории (рынки), соперничать с другими, продвигать новые товары и услуги. Реализуя своё начинание, мужчина реализует себя в этом мире. Дело – второе лицо настоящего мужчины.
Мужчина по природе – исследователь.
Одна из важнейших целей в жизни мужчины – это его ДЕЛО.
Список примеров целей мужчины и парня на 5–10 лет:
- Исследовать методы управления бизнесом на своём опыте.
- Поставить перед собой 50 промежуточных или среднесрочных целей и достичь их.
- Развить компанию до оборота в 1 млн. $.
- Создать сервис, облегчающий жизнь другим мужчинам.
- Стать экспертом в своей специализации.
Важнейшие цели женщины
Рассмотрим традиционные цели женщины.
Женщина не обязана добывать деньги для семьи. Это – забота мужчины. Женщина может тоже заниматься делом. Главное, чтобы это не стало для неё основной работой. Она может заниматься своим делом для души, но оставаться верной своей женской природе.
Женские цели в жизни. Женщина – хранитель.
Жизненно важные цели женщины находятся в таких сферах: отношения, красота, домашний уют, дарение миру любви, духовные практики. Семья и забота о детях для женщины – на важнейшем месте. Это делает её счастливее [2].
Примеры жизненных долгосрочных целей девушек:
- Стать духовной акушеркой. Популяризировать «Естественные роды».
- Открыть центр психологической помощи.
- Помогать другим женщинам строить гармоничные отношения.
- Воодушевлять мужчину на подвиги в его деле.
- Стать педагогом по призванию.
- Стать преподавателем йоги. Помогать людям стать гибкими, бодрыми и здоровыми.
- Быть примером для девушек – какой можно быть женщиной в возрасте.
- Изучить альтернативные точки зрения на вопрос «Что значит быть женщиной».
- Стать специалистом по питанию. Помогать другим жить насыщеннее, дольше и активнее.
Женские цели устремлены к гармонии и балансу в жизни.
Список женских целей на год:
- Получить опыт лотосовых родов.
- Заняться творческим развитием: танцы, музыка, живопись.
- Создать блог. Развенчивать мифы о детском развитии.
- Отправиться в путешествие и написать роман о приключениях.
- Обучиться дизайну интерьера.
- Научиться шить. Создать дизайн своей коллекции.
- Стать счастливой. Очистить свои эмоциональные блоки.
Как написать свои 50 целей в жизни – ответ
Заведите списки целей-примеров и идей. Вносите всякие разные мечты и цели. Разбивайте цели по категориям: краткосрочные (до 1 месяца), среднесрочные (1 год) и долгосрочные (2–5 лет). Когда накопится 50 и больше целей – пересортируйте их, важные внесите в свой список целей на год. Я храню списки на Evernote и в блокноте.
Выделите время и составьте свой список 50 жизненных целей.
Чтобы определить свои цели, рекомендую упражнение «50 целей и 50 желаний». Сначала необходимо определить круг своих желаний, начать их реализовывать. Затем там, где больше всего хочется продолжать трудиться – искать более глобальную цель. Идеал – искать и найти проблему, потребность человечества и удовлетворить её.
Формулируйте не только эгоистичные цели в жизни, но и направленные на пользу людям. Цель «стать известным поваром» не принесёт такого удовлетворения, как организация детского центра. Сама формулировка «стать известным» говорит о нездоровой психике, о недолюбленности в детстве. Если вам вдруг хочется известности, сначала удовлетворите свою духовную потребность в любви. Так что спасайте мир после того, как спасёте себя. Сначала взрастите крепкий эгоизм, а альтруизм и сам появится, не за чем его форсировать.
Идеальная цель жизни человека – это когда вы отдаёте вселенной себя и кайфуете от этого. Вам необходима только свобода делать то, что нравится. Вам необязательно получать одобрение, признание и славу. Нет необходимости знать пять языков, чтобы заслужить уважение и восхищение. Вы чувствуете себя хорошо и в одиночестве, и в команде, делая то, что считаете правильным.
Выбирайте свои жизненно важные цели и отправляйтесь в путь к себе.
Виталий 07 января 2022
обновлено
https://fb.ru/article/420224/metodicheskoe-soprovojdenie—eto-ponyatie-osnovnyie-formyi-razrabotki-i-napravleniya-pedagogicheskie-tseli-i-zadachi